Посредник — комиссионер

komi

Комитент

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые, хоть и не являются фирмами — однодневками, но реально не осуществляют работ и не оказывают услуг.

Выбираем безопасный путь

Чтобы экономически оправдать работу с посредником, докажите реальность его участия в сделках и обоснуйте расходы комитента на выплату вознаграждения. Если же таких посредников несколько, подтвердите, что каждый из них выполняет особенные, отдельные от других функции, направленные на получение комитентом доходов.

Например, у него могут быть отдельные от других связи в силу географического положения. Или специфика деятельности — работа с определённым продуктом, рынком или способом (оптовым или розничным) сбыта. Тогда комитент обоснованно учтёт для целей налогообложения расходы на каждого посредника, а также примет во внимание их доходы при назначении комиссионного вознаграждения.

В качестве примера обоснованного использования нескольких посредников приведём схему, принятую в торгово — производственных группах компаний. В неё входят:

  • завод — производитель товаров, комитент по договору комиссии с торговым домом;
  • торговый дом — посредник — комиссионер по договору комиссии с заводом. Занимается оптовой продажей произведённых заводом товаров региональным дистрибьюторам по договорам комиссии, хранит товары. Также организует сбор заказов региональных дистрибьюторов, мероприятия по стимулированию сбыта товаров, их доставку, взаиморасчёты с дистрибьюторами с учётом возможных взаимных претензий по выполнению взаимных обязательств по поставке и др.;
  • региональные дистрибьюторы — посредники — комиссионеры по договорам комиссии с торговым домом. Организуют сбыт произведённых заводом и полученных от торгового дома товаров в магазины в регионах. Проводят, иногда самостоятельно, мероприятия по продвижению товаров в магазины и по стимулированию спроса: отдельные рекламные мероприятия, обеспечивают выкладку товаров в торговых залах и др.

При такой организации сбыта все участники цепочки выполняют специфические функции и заинтересованы в повышении объёма сбыта товаров. Увеличение этих объемов зависит от действий торгового дома и региональных дистрибьюторов по продвижению товаров. Потому завод имеет полное основание принять на расходы соответствующие затраты торгового дома и региональных дистрибьюторов.

Допустим, участники сбытовой цепочки работают по договорам поставки. Налоговая служба не согласится с тем, что завод обоснованно учитывает расходы торгового дома и региональных дистрибьюторов.

Единственный вариант для завода — доказывать в суде, что

«налогоплательщик не потеряет коммерческого интереса к товару и после заключения договора поставки, преследуя цель увеличения объёма продаж, для того чтобы розничный продавец в дальнейшем приобретал товар данного производителя.
При этом переход права собственности на реализованную налогоплательщиком продукцию не влияет на характер расходов для целей применения гл. 25 НК РФ».

Это положение отражено в постановлениях ФАС Московского округа от 11.03.2013г.за № А40-70444/12-20-391, от 17.12.2013г. за № ФО5- 13101 /2013.

Применяйте в работе

Чтобы успешно доказать получение обоснованной налоговой выгоды в схемах с посредниками — комиссионерами удостоверьтесь, что сами посредники не имеют признаков однодневок и не работают по договорам с подобными фирмами. Включите экономическое обоснование использования посредников во внутренние документы — маркетинговую политику и др.

Обоснование для посредника — комиссионера

Покажем способ обосновать работу с посредником — комиссионером для сбыта от своего имени продукции комитента третьему лицу, или приобретения товаров для комитента от своего имени и за счёт комитента.

Нужно указать, что третье лицо — контрагент посредника — комиссионера не может предъявить комитенту требования по сделке с комиссионером, хотя эта сделка совершена посредником комиссионером по заданию и за счёт комитента, а комитент был осведомлен о её совершении. Об этом говорится в п. 2 Приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.11.2004г. № 85.

Комитент, являясь собственником реализуемых или приобретаемых комиссионером товаров по сделкам комиссионера с третьими лицами, заключенным от имени последнего, отражает у себя в учёте результаты этих сделок.

При этом комитент не несёт ответственности по указанным сделкам комиссионера с третьими лицами.
А комиссионер принимает на себя расходы на оплату юридических услуг и издержки по судебным спорам между комиссионером и третьими лицами, связанным с исполнением или неисполнением договоров по реализации продукции комитента, о чём сказано в постановлении ФАС Московского округа от 02.07.2007г., 04.07.2007 за № КА-А40/6078-07).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Royal Haskoning // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru