Ценовой контроль

cen67

Проверки цен

Имеют ли право территориальные органы налоговой инспекции проверять цены в сделках, которые не отвечают признакам контролируемых? Как ревизии ценового контроля связаны с установлением необоснованной налоговой выгоды?

Спор о границах контроля и проверки цен

Организация в 2012 г. проводила оптовую торговлю сжиженным газом на территории Ставропольского края. Часть топлива он продавал напрямую колхозам для их нужд, другую часть — взаимозависимым предпринимателям, которые затем продавали газ в розницу через арендуемые у третьего лица АГЗС.

Инспекция по итогам налоговой проверки цен сочла, что реализация предпринимателям происходила по заниженным ценам. В результате обществу вменена дополнительная выручка, с её были исчислены неуплаченные налоги на прибыль и НДС. Налогоплательщик выиграл спор только в первой судебной инстанции, проиграв в дальнейшем. Но дело дошло до второй кассации.

По вопросу о допустимости подмены ценового контроля концепцией необоснованной налоговой выгоды ВС РФ разъяснил, что последняя связана исключительно с перечисленными в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. за № 53 критериями: реальность хозяйственной операции, её учет в соответствии с экономическим смыслом и пр. Сама по себе взаимозависимость участников сделки — не признак такой выгоды.

Позицию налогового органа по ценовому контролю суд признал неправомерной. Указано, что в инспекции ограничились констатацией факта взаимной зависимости и не нашла совокупности условий, которые бы свидетельствовали о согласованных действиях, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Выводы суда указаны в определении от 11.04.2016г. за № 308-КГ 15-16651.

Верховный Суд уже второй раз за указанный год касался темы проверок неконтролируемых сделок. До этого Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным спорам вынесла решение от 01.02.2016г. за № А КП И15-1383 по делу о признании недействующим абз. 12 письма Минфина России от 18.10.2012г. за № 03-01-18/8-145, в котором рассмотрены аналогичные вопросы.

В указанном решении подчёркнуто:

«реализация полномочий по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных налоговых проверок не относится к случаям контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам».

Далее указано, что оспариваемое письмо Минфина России не наделяет налоговые органы правом проверять цены в неконтролируемых сделках. Однако это обстоятельство не препятствует им в рамках различных налоговых проверок выявлять факты того, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду.

Неоднозначность последнего вывода вызвала разные оценки в профессиональной среде. В результате Экономической коллегии Верховного Суда РФ пришлось рассмотреть данный вопрос более конкретно.

Вердикт таков: проверки цен между взаимозависимыми лицами может проводить только ФНС России. Территориальные органы проверки цен делать не вправе. К таким выводам пришли судьи в указанном определении со ссылкой на п. 3 ст. 105.3, п.1 ст. 105.17 НК РФ.

Более сложный вопрос — соотношение ценового контроля — проверки цен и необоснованной налоговой выгоды. Однако и здесь предложено разумное решение. Суд напомнил критерии ценового контроля и необоснованной налоговой выгоды и указал, что в их отсутствие отклонение цен в сделках между взаимозависимыми лицами само по себе не образует необоснованную налоговую выгоду.

Верховный Суд допускает получение необоснованной налоговой выгоды в сделках с аффилированными лицами. Однако использование инструментов раздела V.1 Кодекса оправданно только для определения размера такой выгоды.

Например, когда нужна реконструкция налоговых обязательств плательщика — в частности, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 03.07.2012г. за № 2341/12).

Методы определения рыночной цены, ценового контроля и проверки цен — лишь вспомогательный расчётный инструмент при определении действительного размера налоговых обязательств. А установление рыночной цены само по себе не может быть основанием для доначисления налогов. Такая позиция закреплена в письме Минфина России от 05.04.2016г. за № 03-01- 18/19396.

Тема ценового контроля и необоснованной выгоды — одна из центральных в налоговых спорах последних десяти лег. Она связана с большим количеством оценочных понятий со стороны налоговых органов и судей.

Поэтому нельзя ожидать, что после принятия этого определения споры ценового контроля и проверки цен в неконтролируемых сделках прекратятся.

Теперь должны уйти в прошлое дела, в которых инспекции проводили проверку цен и корректировали цены в сделках без доказательств наличия необоснованной налоговой выгоды или просто приравнивали к ней нерыночную цену в сделке, как это было в деле ООО «Ставгазоборудование».

Правовые подходы к ценовому контролю, изложенные в этом деле, окажут помощь в защите своей позицию в судах тем плательщикам, которые столкнулись с такими претензиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Royal Haskoning // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru